История прихода

История Введенской Ракулевской церкви

      Введенская Ракулевская церковь была построена в 1816 году. Здание каменное, на каменном фундаменте. Церковь построена в одной связи с колокольнею, покрыта железом.

      В церкви три престола:

  • во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (в холодной),
  • во имя святителя Василия Великого,
  • во имя святителя Леонтия Ростовского (в теплой).

      По штату положено: 1 священник и 1 псаломщик. Священником в 1899 году был Александр Васильевич Голубев, 22.01.1846 года рождения, а псаломщиком — Стефан Андреевич Образцов, 18.12.1868 года рождения. Церковным старостой числился Капитон Ильич Пинаев. Активно действовал Попечительский Совет, председателем которого был крестьянин Александр Иванович Привалов, а членом Совета — крестьянин Алексей Круглов. При церкви существует одна школа — Введенская Ракулевская, законоучитель — приходской священник Александр Голубев.

      В 1899 году в пользу церкви поступило по тем временам довольно много пожертвований — 619 рублей 69 копеек.

      При церкви имелось 25 десятин земли: усадебная вместе с погостом, пахотная, сенокосная. Качество земли среднее. Священник обрабатывает землю при посредстве своих и наемных рук, а псаломщик отдает землю в аренду. Доход от земли составляет до 100 рублей в год.

      При церкви имелись следующие здания:

  • церковно-приходская школа вместе со сторожкой, построена в 1902 году:
  • деревянный амбар для склада церковного хлеба и старой утвари;
  • дровяник для дров.

      В церковной библиотеке имелись книги для чтения, всего 188 томов.

      Позднее церковным старостой Введенской Ракулевской церкви был сын крестьянина Константин Федорович Карпушев, 1859 года рождения. Имел начальное образование. В течение 1906-1908 годов состоял председателем церковно-приходского попечительства. Был отмечен за пожертвования в пользу церкви, награжден похвальным листом по должности церковного старосты, а также не раз отмечался за труды по благоустройству церковной школы. Жена его Елизавета Дмитриевна, детей нет.

      При церкви жил сын священника псаломщик Александр Александрович Шахматов, 1863 года рождения, с женой Марьей Федоровной и пятью детьми (Сергеем, Капитолиной, Рахилем, Анатолием, Галиной).

      Церковь никогда не отказывала в приюте сиротствующим. Жена псаломщика Василия Беляева Агрипина Ивановна, 1860 года рождения, вместе с детьми долго жила при церкви. Дочь дьякона Сергея Беляева — Евдокия Сергеевна тоже находилась при церкви. Сиротствующие получали пособие из местного попечительства.

      В приложении №2 к клировой ведомости Введенской Ракулевской церкви имеются сведения о приходском попечительстве. Оно существует с 1868 года. Председателем его с 1911 года был священник Синявин, а членами состояли крестьяне: Василий Балашов, Павел Смирнов, Алексий Углов и Андрей Исаков. Часть средств как обычно использовалась на нужны местной церковно-приходской школы.

      На 1 января 1916 года в приходе число детей школьного возраста (от 8 лет) составляло 185 человек. Но в школе обучалось совсем немного детей. В 1916 году окончило школу 5 мальчиков и 2 девочки. А на 1 января 1918 года в школе состояло 20 мальчиков и 19 девочек. Законоучительские обязанности исполнял в школе священник Владимир Синяев. Учительницей состоит Александра Васильевна Ендогурова, 1890 года рождения, по происхождению дворянского сословия. Она окончила Грязовецкую женскую гимназию, имеет свидетельство на звание учительницы одно-классной школы, стаж работы в данной школе 4 года, а в сей должности состоит 9 лет. Школа рассчитана на 65 мест, площадь ее 120 кв. м, здание деревянное, покрыто дранкой, освещение керосиновое, для обогрева имеются пять печей, здание отапливается дровами. В школе две классные комнаты. При школе сарай и баня.

      Приход Введенской Ракулевской церкви состоял из одного села и 17 деревень. Село Введенско-Ракулевское находилось при церкви, в нем было всего 3 дома, а число душ составляло 16 (7 мужчин и 9 женщин).

      Деревни (на 1 января 1917 года):

  • Барское (19 домов, 99 душ),
  • Варламова (20, 119),
  • Евлево (17, 77),
  • Димитриево (17, 83),
  • Михальцево (25, 99),
  • Нагорское (14, 86),
  • Никулино (17, 72),
  • Нанкино (9, 79),
  • Подберезовское (11, 42),
  • Поповка (7, 45),
  • Поповское (10, 49),
  • Сальково (7, 58),
  • Спирино (14, 66),
  • Сулинское (10, 44),
  • Терентьево (14, 49),
  • Хрюново (3, 51),
  • Мясниково (16, 100).

      В ведомости о приходах за 1917 год говорится, что доход церковь получила:

  • от продажи свеч и восковых огарков — 940 рублей 50 копеек;
  • кружечный сбор — 205 рублей 80 копеек;
  • продажа просвир — 113 рублей;
  • разные мелочные и случайные доходы — 122 рубля 50 копеек;
  • билетами — 300 рублей;
  • другие мелкие доходы.

      Всего 3 498 рублей 69 копеек.

      Расходы:

  • покупка свеч,
  • содержание, ремонт церкви и домов,
  • просвиры,
  • ладан и другие.

      Всего 3 322 рубля 1 копейка.

      На 1917 год население в приходе составляет 1 314 человек, из них мужчин — 652 души, женщин — 662 души.

      Церковь закрыли в 1931 году, а в 1941 году сломали. Кладбище расчистили, запретили хоронить. На его месте было решено построить фабрику, но война спутала планы. Здание церковно-приходской школы сломали, бревна перевезли в деревню Михальцево, построили двухэтажный дом, в котором была расположена контора отделения совхоза «Майского».

Из биографии священника Введенской Ракулевской церкви Вологодского уезда Синявина Владимира Николаевича и его семьи.

      С 1901 года священником Введенской Ракулевской церкви был Владимир Николаевич Синявин, родившийся 14 июля 1877 года. Отец служил священником Покровской Замошской церкви Кадниковского уезда.

      В 1899 году Синявин окончил курсы Вологодской Духовной Семинарии и сразу же был определен на должность псаломщика к Параскево-Пятницкой церкви города Вологды. А 22 апреля 1901 года был посвящен во священника преосвященнейшим Алексиием, епископом Вологодским и Тотемским.

      В семье отца Владимира и его жены Веры Александровны, 1882 года рождения, дочери священника Александра и Надежды Васильевны Голубевых, было четверо детей: дочери Антонина (1902 года рождения), Вера (1909 года рождения), Милица (1916 года рождения) и сын Александр (1905 года рождения). За усердную и полезную службу священник Синявин был награжден 27 марта 1907 года набедренником, а 22 марта 1914 года удостоен награждением скуфьей. Награды вручал преосвященнейший Александр, Епископ Вологодский и Тотемский.

      Отец Владимир был арестован Управлением НКВД по Вологодской области 12.11.1937 г. В момент ареста проживал в городе Вологде на улице Малой Архангельской в доме 50. Имущества не имел, жил на доходы от церкви до 1929 года.

      В анкете даются сведения о его жене Вере Александровне, которая работала в совхозе «Рубцово» рабочей и проживала в городе Вологда на улице Маяковского в доме 64.

      16 ноября 1937 года Синявин В.Н. был допрошен оперативным уполномоченным УиК ВД по Вологодской области сержантом гос. безопасности Ляпиным, который объяснил, что отец Владимир арестован за контрреволюционную деятельность, направленную против Советской власти. Синявин В.Н. показал на допросе, что до осени 1937 года проживал в колхозе «Победа» Ивановского сельсовета, где проводил среди колхозников контрреволюционную агитацию, направленную на развал трудовой дисциплины в колхозе. Через имеющийся церковный актив привлекал колхозников в церковь, срывая тем самым работу в колхозе. В своих проповедях в церкви говорил, что колхозники зажаты Советской властью, не имеют выходных дней. Высказывал надежды на восстановление старого монархического режима и свержение Советской власти. Свои высказывания делал осторожно и маскировал «словом Божьим». Временные хлебные затруднения использовал для поднятия недовольства колхозников, доказывал, что причиной этому является колхозная система ведения сельского хозяйства, восхвалял при этом единоличное хозяйство. В городе Вологде имел связи с членами епархиального управления Богословским и Щвецовым. В конце протокола допроса слова: «Записано с моих слов правильно и мне продиктовано». Подпись — Синявин (подпись идентична той, которая имеется в клировых ведомостях).

       В обвинительном заключении по делу №13025 указано, что допрошенный в качестве обвиняемого Синявин В.Н. признал себя виновным в проведении среди колхозников контрреволюционной агитации против мероприятий, проводимых Советской властью. Обвиняется в том, что являлся участником контрреволюционной организации духовенства в городе Вологде, систематически вел контрреволюционную агитацию, возбуждая недовольство колхозников к Советской власти и ВКП(б), что предусмотрено ст. ст. 58 п. 10 ч. 2-ая и 58 п. 11 УК РСФСР.

      Тройка при управлении НКВД по Вологодской области 1 декабря 1937 года постановила Синявина В.Н. — расстрелять. Дата растрела — 5.12.1937 г.

      В 1976 году газета «Маяк» опубликовала списки помилованных. Из них узнали, что среди расстрелянных числится и священник Синявин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *